среда, 13 марта 2013 г.

Обсуждение: профессиональный стандарт учителя

Уважаемые коллеги!

Предлагаем до 10 апреля ознакомиться с проектом профстандарта педагога и оставить комментарии к данному сообщению. Стандарт представляет собой перечень профессиональных и личностных требований к учителю.

Проект профессионального стандарта педагога размещён на сайте Минобрнауки РФ

15 комментариев:

  1. Предложения:
    1.Привести в соответствие с концепцией материально-техническую базу школ. Особое внимание должно быть обращено на создание условий для инклюзивного образования.
    2.Организовать поствузовскую подготовку в сответствии с концепцией, обратив особое внимание на психологическую, логопедическую, дефектологическую, социальную, медицинскую составляющие педагогической профессии; методику инклюзивного образования, работу с детьми СДВГ, ОВЗ и др. «особенными» детьми.
    3.Предоставить в распоряжение учителя проверенные методики отслеживания психологического состояния, мониторинга учащимися своего состояния здоровья и т.п.
    4.Создание в ОУ фильмотек, аудиотек, документальных видеоархивов, с этой целью улучшить оснащение школьных библиотек всем необходимым набором телекоммуникационных компьютерных средств.
    5.Приобретение средств для использования цифровых технологий, визуального творчества (мультипликация, анимация, трёхмерная графика и др.)
    МО физического и эстетического развития Тямшанской гимназии

    ОтветитьУдалить
  2. В связи с новыми требованиями в преподавании математики и информатики предлагаем ввести должность лаборанта (помощника) для оказания помощи учителю в подготовке к уроку.
    В связи с повышением требований к работе учителя как предметника и как классного руководителя предлагаем довести ставку учителя (18 ч) до уровня средней зарплаты.
    МО учителей естественно-математических дисциплин Тямшанской гимназии

    ОтветитьУдалить
  3. - одобряем пункт о том, что труд педагога должен быть освобождён от «писанины», от мелочных бумаг
    Замечания:
    - возникают вопросы: Почему «педагога»? Почему не «учителя?». Создаётся впечатление, что в современном обществе постепенно уничтожается такое важное и необходимое слово, а вместе с ним и когда-то самая уважаемая профессия – УЧИТЕЛЬ
    - стандарты будут действовать с 2014, а до этого времени что?
    - нет конкретики в Стандарте ( кто должен создавать условия ?, кругом безличные глаголы)
    - Слишком много слов УМЕТЬ, а кто будет учить тому, что должен уметь учитель?
    - кто обеспечит квалифицированную методическую помощь учителю
    - педагогические институты исчезли, а что вместо? Где будут готовить учителей для школы?
    - Слишком многого хотят авторы проекта от учителей ! Хотелось бы, чтобы зарплата учителя была достойной (ставка 18 час. должна оплачиваться достойно, чтобы учитель творчески мог работать). Вернуться к тарификационной сетке
    - В процессе обучения и воспитания нет родителей: за что они отвечают и что должны?
    от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

    «Часть Б. Профессиональный стандарт учителя русского языка».
    Что обозначено во Введении? Набор фраз, часто не связанных друг с другом, более того – с пунктуационными ошибками!!! Каждая фраза сама по себе представляет своеобразный лозунг, не подкреплённый, однако, ни его теоретической значимостью, ни практической ценностью.
    Описание предметной и профессиональной компетентности учителя русского языка порадовало. Обозначены основные положения (особенно в профессиональной компетентности), без соблюдения которых современный учитель именно русского языка просто не может «идти к детям, чтобы сеять разумное, доброе, вечное», чтобы нести именно знания, а не «натаскивать» на сдачу обязательного экзамена.
    Согласны с тем, что «учитель русского языка должен»:
    - Соблюдать контекстную языковую норму. Не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок: «слов-паразитов», канцеляризмов, ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися; Знать и использовать стандартное общерусское произношение и лексику, демонстрируя их отличия от местной языковой среды;
    Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона;
    Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет -языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики
    Учитель русского языка, прежде всего, должен владеть академическими нормами современного литературного языка, которые отражены не в Интернете, а всё-таки в Академических словарях!!!
    Спорен тезис о том, что предметной областью учителя русского языка должна являться способность использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это, скорее, дополнительные профессиональные умения и навыки, которые необходимы только при наличии в классе таких детей.
    Если учитель русского языка должен вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы, культуру кратких текстовых сообщений, использование средств телекоммуникации и работу с интернет-источниками, то на качественную подготовку к исполнению его непосредственных обязанностей – к подготовке к урокам русского языка (и литературы) – ему времени просто не останется.

    Стандарт требует тщательной доработки, начиная с систематизации понятий, определений и терминов и заканчивая концептуальными вещами, регламентирующими деятельность учителя.

    МО учителей гуманитарных дисциплин Тямшанской гимназии

    ОтветитьУдалить
  4. коллектив учителей МБОУ "Торошинская средняя общеобразовательная школа"9 апреля 2013 г. в 10:18

    1. Мы согласны с тем, что от педагогов нельзя требовать то, чему его никто и никогда не учил. Нужно дать возможность пройти курсы повышения квалификации.
    2. Нужно освободить учителя от функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей. Функции противоречат области применения. Если учитель будет действовать стандартизированно, то из школы уйдёт творчество.
    3. Учитель должен владеть специальными методиками, позволяющими проводить специальную коррекционно- развивающую работу.
    4. Возник вопрос, как конкретно будет проводиться оценка деятельности педагога.
    5. 5 должны быть созданы все необходимые условия для повышения ИКТ – компетентности педагогов.

    Коллектив учителей МБОУ "Торошинская средняя общеобразовательная школа"

    ОтветитьУдалить
  5. Все педагоги скажут огромное спасибо, если данный стандарт действительно избавит их от выполнения несвойственных им функций, отвлекающих иногда на 3-4 часа рабочего времени в сутки от выполнения прямых обязанностей. Своё рабочее время педагог должен распределять рационально на те действия, от которых напрямую зависит образовательный результат его учащихся. В современных условиях педагог вынужден до 20 % (в лучшем случае) своего рабочего времени тратить на выполнение несвойственных ему функций. Вот только как практически это будет реализовано? Если стандарт предусматривает повышение ответственности педагога за результаты своего труда, то, вероятно, это предполагает и новые формы отчётности.
    Для современной школы необходимо наличие специалистов, помогающих процессу социализации обучающихся: психолога, логопеда (обязательно). Число детей, нуждающихся в подобной коррекционной работе и психологической помощи, неуклонно растёт. Отсутствие логопеда в дошкольном образовательном учреждении значительно затрудняет работу учителей начальных классов. На наш взгляд, результативность работы школ и комфортность обучения в них были значительно выше, если бы в школе и дошкольном учреждении были созданы центры коррекционной работы (помощи) с детьми. Каждый ребёнок требует консультирования и ведения его по индивидуальным психологическим, логопедическим и иным маршрутам. Вот о чём нужно подумать в первую очередь, говоря о профессиональном стандарте педагога. Ведь его конечная цель – создать эффективные условия для образования и воспитания подрастающего поколения. И эффективность этих условий не будет выше от того, что в очередном новом документе будет прописано, ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЛАДЕТЬ, УЧИТЫВАТЬ, ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПЕДАГОГ. Мы и так всё это делаем, и без подобных стандартов.
    А вот задаться вопросом почему, каждый второй ребёнок имеет логопедические, физические, психологические проблемы, и кто эти проблемы решает или решаются ли они вообще, стоило бы в первую очередь? И решать эти проблемы стоит не силами учителей! Хотя бесспорно это дешевле и проще, вменить в обязанности учителю-предметнику.
    Возвращаясь к творческой, эффективной работе учителя, хотелось бы заметить, что нормальная учебная нагрузка в 18 часов в неделю, вероятно, не зря была установлена. Хотелось бы, чтобы в профессиональном стандарте педагога этому вопросу также уделили внимание. Чтобы физически успеть выполнить всё, о чём говориться в стандарте педагогу необходимо достаточно времени.

    МО учителей обществоведческих дисциплин МБОУ «Стремуткинская СОШ»

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  7. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  8. Изучив проект стандарта, мы пришли к выводу, что этот документ актуален и необходим. Многие требования выполняются педагогами уже давно, несмотря на то что они и не прописаны в существующих инструкциях. Но, на наш взгляд, проект требует доработки, т. к. в нем имеются несоответствия и неточности.

    В проекте обозначено, что существующие громоздкие квалификационные характеристики обременяют педагога, усложняют его работу и в то же время в новом стандарте прописывается, например, необходимость умения разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся. Это огромная работа, если ее не выполнять формально. Не делают нашу работу проще и «необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями». Стандарт нуждается в более гибких формулировках., т. к. не всем педагогам для выполнения своих функциональных обязанностей необходимы все перечисленные компетенции.

    Очень хорошо, что «учитывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности, планируется рассмотреть введение дополнительных специальностей: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог), осуществляющий свою деятельность в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида и т.п." Хотелось бы, чтобы эти специалисты были в обязательном порядке, независимо от финансовых возможностей образовательной организации.

    Далее читаем:
    "Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки" и только в требованиях к педагогам начальной школы определено: «должен нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников." Почему только учителя начальных классов?

    Профессиональный стандарт педагога будет применяться "при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог». А если это молодой специалист? Он не может и не будет соответствовать стандарту.

    Читая про аудит, задаемся вопросом: не достаточно ли внутришкольного контроля, который проводит адмигнистрация школы, например, для оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям. Зачем привлекать «наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения», как сказано в стандарте?

    По поводу владения ИКТ -компетенциями сказано, что учитель должен уметь устранять неполадки (общепользовательский компонент) Эта фраза неконкретна, если речь идет о технических неполадках, то вряд ли эта компетенция должна быть в стандарте.

    ОтветитьУдалить
  9. В части третьей: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
    сказано:
    Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). Что значит «читать»? Читать умеют все, другое дело — уметь понимать. Но насколько это нужно учителю? Ведь зачастую это конфедициальная информация, не распространяемая психологами и другими специалистами.
    Пункты 6 и 16, на наш взгляд, об одном и том же.
    6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
    16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

    В 18 пункте, на наш взгляд, слово «владение» необходимо заменить, т.к здесь очень длинный перечень технологий.
    Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

    В пункте сказано: «Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности? Чем хуже выражение «социальными заказчиками».

    Интересно, как соотносятся фразы:"Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации", " С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога." и "Полномасштабное введение профессионального стандарта педагога к сентябрю 2014 года"


    Коллектив МБОУ «Писковская средняя общеобразовательная школа»

    ОтветитьУдалить
  10. Многие воспитатели детского сада имеют среднее специальное образование. В стандарте сказано, что педагог должен иметь высшее образование, а образовательное учреждение должно дать возможность его получить без отрыва от своей профессиональной деятельности. Считаем, что данное требование не должно распространяться на педагогов с большим стажем работы, предпенсионного возраста.

    Коллектив ДОУ "Рябинушка"

    ОтветитьУдалить
  11. МБОУ "Стремуткинская СОШ"9 апреля 2013 г. в 14:52

    1. Планируется полномасштабное введение профессионального стандарта педагога к сентябрю 2014 года, на наш взгляд, этого времени недостаточно, чтобы подготовить педагога, обучавшегося в ВУЗ по классическим программам.
    2. Очень сложно, почти невозможно, качественно провести урок, с использование специальных подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
    3. Хотелось бы знать, какими будут механизмы оценки деятельности учителя с общественным участие в этой процедуре?
    4. Совершенно уверены, что в школах, особенно сельских, будет не хватать таких специалистов как психолог, дефектолог, логопедов и т.д. Значит, ответственность за составление программ индивидуального развития ребенка ляжет на учителя.
    Администрация школы

    ОтветитьУдалить
  12. Здравствуйте.
    Комментарии от работников МБОУ "Родинская средняя общеобразовательная школа"
    1. Учитель не может использовать (т.к. не владеет ими в полной мере) специальные подходы к обучению учеников с ограниченными возможностями здоровья (особенно если дети в общеобразовательном классе), а также музейной педагогикой.
    2. Не имея медицинской или психологической подготовки трудно выявить разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
    3. Очень сложно оценивать такой громоздкий документ.
    4. В обычной школе практически невыполнимо требование пункта 4.3 (подпункт 6), т.к. подобных специалистов в школе нет.
    5. Также неприменимо к обычному учителю-предметнику положение пункта 4.3 (подпункт 18).
    6. Не очень понятен пункт 3.10 про внешний аудит: кто и как будет оценивать?

    ОтветитьУдалить
  13. МБОУ " Карамышевская СОШ"
    Стандарты в любой отрасли направлены на ее улучшение. Понятно, что все новое часто пугает. Ключевой фигурой в образовании является педагог и все нововведения должны начинаться с учителя. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Читаешь проект и понимаешь, что в школе ждут "появление" супер-учителей, владеющих абсолютным количеством компетенций, успевающим выполнить огромный объём работ, в сжатые сроки. Нельзя многого ожидать от учителя уже потому, что он тоже человек, и он к сожалению несовершенен. Не отрицаем, что стремиться нужно к высокой цели, но иногда быстрее добиться результата проще в команде, где каждый выполняет строго отведённую работу. Новый же стандарт всю ответственность за формирование современного человека перекладывает в одни руки. Целесообразно ли?

    ОтветитьУдалить
  14. Педагоги начальной школы, изучив часть четвертую СТАНДАРТА (4.4): профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе) удивлены тем, что к педагогу дошкольного образования (воспитателю) требований больше, поэтому предлагают дополнить часть 4.4. пунктами №7,9, 10, 11 из части 4.5.:
    «Считаем, что педагог в начальной школе, так же как и воспитатель, должен реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями; владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ…; владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей), уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач; владеть ИКТ-компетенциями. В целом сложилось впечатление о несовершенстве документа. Он «сырой»»
    (учителя начальной школы МБОУ «Остенская средняя общеобразовательная школа» Псковский район Трищук М.Ю., Кононова Р.И.)

    «Все требования к педагогам дошкольного образования в полной мере относятся и к учителям начальной школы. Это всегда входило, входит и будет входить в профессиональные обязанности любого педагога». (учитель начальной школы МБОУ «Остенская средняя общеобразовательная школа» Псковский район Кудрявцева О.Е.)

    ОтветитьУдалить
  15. Комментарии от педагогического коллектива МБОУ "Верхолинская основная общеобразовательная школа"

    1. Для введения проекта необходимо обеспечить каждой школе современную материально-техническую базу, включая оснащение библиотеки, спортивного зала, а также кабинетов для кружковой работы.
    2. Необходимо обеспечить переподготовку учителей для реализации проекта, но, таким образом, чтобы переподготовка не отрывала от учебного процесса.
    3. Согласны, что необходимы в школах педагоги-психологи, дефектологы и другие специалисты, но не только в больших школах, а обеспечить такими специалистами даже маленькие основные школы.
    4. Согласны, что нужно избавить учителя от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения прямых обязанностей.
    5. Считаем, что необходимо сократить количество документации и отчетов, которые занимают очень много времени
    6. Не совсем понятны пункты про аудит.

    ОтветитьУдалить