пятница, 24 октября 2014 г.

Фильтрация интернет-контента в школах

Здравствуйте, коллеги! 

Вопрос о фильтрации интернет-контента в учреждениях нашего района ставится из года в год, поскольку прокуратура не дремлет и мы, с одной стороны, должны перекрыть доступ к сайтам, не относящимся к образовательной тематике (экстремистским и т.п.), а с другой, обеспечить право педагогов и учащихся на доступ к информации, закреплённое в конституции.

Каким образом в вашем образовательном учреждении фильтруется контент? Уверена, что мы можем привести много ответов на этот вопрос: где-то устанавливают фильтры по типу "Интернет Цензора", где-то уповают на возможности фильтрации, предоставляемые региональной образовательной сетью, к которой мы все подключены, по умолчанию. Однако, в заключенных с РОИС договорах не укзаано, что ответственность за фильтрацию берёт на себя целиком и полностью РЦИТ. Она, всё же, лежит на наших плечах.

Хочу обратить ваше внимание на то, что РОИС, действительно, имеет неплохие возможности для управления фильтрацией интернета в школе. Помимо того, что данный канал автоматически отсекает много "грязи", можно более тонко подойти к настройке на уровне ОУ. В системе управления имеется возможность создавать белые и чёрные списки доступа в сеть. Что нужно сделать для того, чтобы воспользоваться одним из вариантов, например, белым списком? Несколько шагов.


1. Заходим на http://wp2.edu-soft.ru/.
2. Выбираем там проект "РОИС", вводим логин-пароль "Открытой школы", далее - "Контентная фильрация".
3. В белый список добавьте все нужные сайты: школьный сайт, яндекс, pskovedu.ruege.edu.ru и т.п. (таблица "Белый список доступа"). Не забудьте тот же wp2.edu-soft.ru добавить в белый список.
4. В верхней табличке "Образовательные учреждения" выберите внизу "Режим доступа к сети интернет" - белый список.
5. Сохраните, проверьте.

Также обращаю внимание, что в школе должен быть Регламент использования сети интернет, в котором следует прописать, каким образом вы расширяете этот белый список, если нужные для ребят ресурсы оказываются заблокированными (как происходит согласование с учителем или учеником, кто может добавлять адреса в белый список). Либо, если вы работаете по чёрным спискам, необходимо указать, кто отвечает за блокировку адресов. Второй способ с чёрными списками достаточно трудоёмкий, требует отслеживания нормативных документов со списками запрещённых сайтов, запрещённой литературы. 

Желаю вам успехов в решении насущных проблем!

7 комментариев:

  1. Мы используем для этого связку Ideco ICS+SkyDNS (http://ideco.ru/products/ics/academic-edition). Да, платно, но эта связка даёт широкие возможности и очень удобна в работе. Рекомендую хотя бы почитать по ссылке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. у меня нет в школе Вовки Колпакова, который всё это найдёт, купит и настроит

      Удалить
  2. Спасибо, и почему я об этом не знал?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алексей Юрьевич, эта инфа была на старом портале, но в каком-то трудно доступном месте. А на новом я даже не знаю, есть ли она.

      Удалить
    2. Спасибо, Наталия, за толковый материал. Фильтрация была реализована в 2012 году, летом. Затем были проведены 4 семинара в тч выездные с охватом всех районов и трансляцией в опенмитингс. К сожалению, сейчас материалы бог знает куда уплыли. Мы вынесем их на общую страницу техподдержки нового портала. Мы также для базовой фильтрации (не "белый список") используем и SkyDNS, а в этом году планируем добавить еще три лучших платных сервиса.

      Удалить
  3. Спасибо. А где узнаются логин-пароль, если они потерялись?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Логин-пароль от OpenSchool не могут потеряться, ведь в школе работаю с базой, так как вы всё равно сдаёте ЕГЭ, ОГЭ, РКМ. Спросите у завуча в первую очередь. Логин всех ОУ в регионе начинается в SCH, далее идёт код школы по ЕГЭ.

      Если уж дела совсем плохи, можно позвонить в РЦИТ.

      Удалить