«Локальная сеть» -
наверное, каждый, у кого имеется персональный компьютер (ПК) слышал это
словосочетание. В наше время уже ни дома, ни на работе, ни в учреждениях любого
характера, где есть более одного ПК не обойтись без соединения их в локальную
вычислительную сеть (ЛВС).
Итак, разберемся, что
же такое ЛВС. Согласно википедии, это система связи компьютеров и/или
компьютерного оборудования, покрывающая обычно относительно небольшую территорию
или небольшую группу зданий.
ЛВС несет в себе ряд
огромных возможностей: обмен информацией между членами сети (документами,
фильмами, музыкой, программами); возможность совместно использовать периферийное
оборудование (принтеры, приводы); совместное использование доступа в интернет и
т.д.
Изучив машинный парк и
оборудование своей школы, я пришел к выводу, что целесообразнее развернуть локальную
сеть с централизованным управлением (т.е. клиент-сервер), т.к. поддерживать
работу одноранговой с таким количеством ПК - это "настоящая морока".
Итак, нужно
определиться какую «роль будет играть» наш сервер. Во-первых, чтобы наш сервер
выполнял функцию DHCP-сервера,
т.е. автоматически назначал IP-адреса компьютерам, подключенным к сети. Во-вторых,
функцию файлового сервера, т.е. выдача дискового пространства под хранение
данных.
Для достижения наших
целей был выбран обычный «голый» бюджетный ПК (если Вы планируете и раздачу
доступа к сети Интернет, то следует установить дополнительную сетевую карту).
Изучив серверные операционные системы, мой выбор остановился, конечно же, на
дистрибутивах linux
(надежность и «свободность»), под рукой оказался ALT Linux 5.0.2 Школьный сервер.
Установка ОС прошла
быстро и без затруднений, поэтому останавливаться на этом моменте не буду. Настройка
DHCP-сервера
и раздача клиентам доступа в интернет происходит также в несколько кликов:
1.
Подключаем любой ПК к серверу, переходим
в альтератор (Центр управления системой) через браузер: "ip-сервера":8080
2.
Первым делом идем в Ethernet-интерфейсы и
определяем, какая карточка, за что у нас будет отвечать: eth0 я сделал внешним интерфейсом и
связал его с модемом (IP,
маска, шлюз, DNS),
eth1
– для нашей локальной сети (IP,
маска).
3.
Переходим во вкладку DHCP-сервер. Ставим галочку «Включить»,
выбираем наш внутренний интерфейс eth1, заносим начальный и конечный IP, шлюз. Сохраняем изменения,
перегружаемся и готово! Теперь на любой ПК вашей сети пошел и IP, и Интернет (главное на ПК
выставить автоматическое получение IP).
Вторая поставленная
цель – файловый сервер. Т.к. нам нужно организовать доступ к файлам с ОС linux
и с ОС Windows,
мы воспользуемся службой SAMBA. В целях безопасности данных мной была сформирована
структура и политика доступа к файловому серверу. Итак, начнем:
1.
В ALT Linux 5.0.2 samba предустановлена, включаем ее в
альтераторе, перегружаем сервер.
2.
Для осуществления задуманной структуры
требуется:
-
создать три каталога (pod, uchitel, uchenik)
-
три пользователя с паролями (adminis, uchitel, uchenik)
-
занести этих пользователей в samba
3.
Вся остальная настройка сервера производится
путем редактирования файла /ect/samba/smb.conf, в итоге он должен выглядеть так (методом «проб
и ошибок»).
Ну, вот и все! Наш
сервер готов!
Может, я повторюсь, но
подведу некий итог! Хотелось бы отметить преимущества сервера:
-
DHCP упрощает работу администратора
сети, управляя доступными адресами IP в сети; позволяет устранить проблему
статического назначения IP; не возникает конфликта IP, когда двум компьютерам
присваивается один адрес, что в конечном итоге приводит к сбою сети.
-
Преимущества файлового сервера очевидны:
информация хранится централизованно, а не раскидана по компьютерам разных учителей;
она доступна с любого компьютера, подключенного к ЛВС.
В общем, создание
данного сервера привело к четкой организации информационной жизни школы.
Если рассуждать о
планах по расширению возможностей ЛВС школы, то есть парочка пунктиков:
1)
Так как в школе есть ноутбуки, проходят
различные конференции и съезды, то целесообразно установить точки доступа WiFi в
некоторых помещениях (методический кабинет, актовый зал).
2)
В школе не так много оргтехники и это
приводит к некоторым неудобствам: если открывать доступ к принтеру, подключенному
к какому-либо ПК, то этот ПК должен быть всегда включен. Решением может служить
установка принт-серверов.
Ну, вот на такой
оптимистической ноте, наверное, и закончим. Спасибо за внимание.
Т.к. данный вид конкурсной работы ограничен по объему, следовательно я не стал вписывать команды консоли. Если кого заинтересует данная тема, то тогда напишу полную статью, так сказать - "от и до"!
ОтветитьУдалитьПочему же выбор пал на Альт, а не на Убунту?
ОтветитьУдалитьА разницы вообще нет ни какой, ни в "стойкости", ни в требованиях. Просто на тот момент проявилось чувство патриотизма))
ОтветитьУдалитьИ в Альте есть альтератор, который
1. облегчает работу
2. предоставляет возможность хоть что-то увидеть визуально.
3. работать удаленно (в комплексе с ssh - незаменим)