вторник, 29 ноября 2011 г.

Локальные вычислительные сети в школе


«Локальная сеть» - наверное, каждый, у кого имеется персональный компьютер (ПК) слышал это словосочетание. В наше время уже ни дома, ни на работе, ни в учреждениях любого характера, где есть более одного ПК не обойтись без соединения их в локальную вычислительную сеть (ЛВС).
Итак, разберемся, что же такое ЛВС. Согласно википедии, это система связи компьютеров и/или компьютерного оборудования, покрывающая обычно относительно небольшую территорию или небольшую группу зданий.
ЛВС несет в себе ряд огромных возможностей: обмен информацией между членами сети (документами, фильмами, музыкой, программами); возможность совместно использовать периферийное оборудование (принтеры, приводы); совместное использование доступа в интернет и т.д.

        Изучив машинный парк и оборудование своей школы, я пришел к выводу, что целесообразнее развернуть локальную сеть с централизованным управлением (т.е. клиент-сервер), т.к. поддерживать работу одноранговой с таким количеством ПК - это "настоящая морока". 
Итак, нужно определиться какую «роль будет играть» наш сервер. Во-первых, чтобы наш сервер выполнял функцию DHCP-сервера, т.е. автоматически назначал IP-адреса компьютерам, подключенным к сети. Во-вторых, функцию файлового сервера, т.е. выдача дискового пространства под хранение данных.
Для достижения наших целей был выбран обычный «голый» бюджетный ПК (если Вы планируете и раздачу доступа к сети Интернет, то следует установить дополнительную сетевую карту). Изучив серверные операционные системы, мой выбор остановился, конечно же, на дистрибутивах linux (надежность и «свободность»), под рукой оказался ALT Linux 5.0.2 Школьный сервер.
Установка ОС прошла быстро и без затруднений, поэтому останавливаться на этом моменте не буду. Настройка DHCP-сервера и раздача клиентам доступа в интернет происходит также в несколько кликов:
1.       Подключаем любой ПК к серверу, переходим в альтератор (Центр управления системой) через браузер: "ip-сервера":8080
2.       Первым делом идем в Ethernet-интерфейсы и определяем, какая карточка, за что у нас будет отвечать: eth0 я сделал внешним интерфейсом и связал его с модемом (IP, маска, шлюз, DNS), eth1 – для нашей локальной сети (IP, маска).
3.       Переходим во вкладку DHCP-сервер. Ставим галочку «Включить», выбираем наш внутренний интерфейс eth1, заносим начальный и конечный IP, шлюз. Сохраняем изменения, перегружаемся и готово! Теперь на любой ПК вашей сети пошел и IP, и Интернет (главное на ПК выставить автоматическое получение IP).
Вторая поставленная цель – файловый сервер. Т.к. нам нужно организовать доступ к файлам с ОС linux  и с ОС Windows, мы воспользуемся службой SAMBA. В целях безопасности данных мной была сформирована структура и политика доступа к файловому серверу. Итак, начнем:
1.  В ALT Linux 5.0.2 samba предустановлена, включаем ее в альтераторе, перегружаем сервер.
2.  Для осуществления задуманной структуры требуется:
-       создать три каталога (pod, uchitel, uchenik)
-       три пользователя с паролями (adminis, uchitel, uchenik)
-       занести этих пользователей в samba
3.  Вся остальная настройка сервера производится путем редактирования  файла /ect/samba/smb.conf,  в итоге он должен выглядеть так (методом «проб и ошибок»).
Ну, вот и все! Наш сервер готов!
Может, я повторюсь, но подведу некий итог! Хотелось бы отметить преимущества сервера:
-  DHCP упрощает работу администратора сети, управляя доступными адресами IP в сети; позволяет устранить проблему статического назначения IP; не возникает конфликта IP, когда двум компьютерам присваивается один адрес, что в конечном итоге приводит к сбою сети.
-  Преимущества файлового сервера очевидны: информация хранится централизованно, а не раскидана по компьютерам разных учителей; она доступна с любого компьютера, подключенного к ЛВС.
В общем, создание данного сервера привело к четкой организации информационной жизни школы.
Если рассуждать о планах по расширению возможностей ЛВС школы, то есть парочка пунктиков:
1)      Так как в школе есть ноутбуки, проходят различные конференции и съезды, то целесообразно установить точки доступа WiFi в некоторых помещениях (методический кабинет, актовый зал).
2)      В школе не так много оргтехники и это приводит к некоторым неудобствам: если открывать доступ к принтеру, подключенному к какому-либо ПК, то этот ПК должен быть всегда включен. Решением может служить установка принт-серверов.
Ну, вот на такой оптимистической ноте, наверное, и закончим. Спасибо за внимание.

3 комментария:

  1. Т.к. данный вид конкурсной работы ограничен по объему, следовательно я не стал вписывать команды консоли. Если кого заинтересует данная тема, то тогда напишу полную статью, так сказать - "от и до"!

    ОтветитьУдалить
  2. Почему же выбор пал на Альт, а не на Убунту?

    ОтветитьУдалить
  3. А разницы вообще нет ни какой, ни в "стойкости", ни в требованиях. Просто на тот момент проявилось чувство патриотизма))
    И в Альте есть альтератор, который
    1. облегчает работу
    2. предоставляет возможность хоть что-то увидеть визуально.
    3. работать удаленно (в комплексе с ssh - незаменим)

    ОтветитьУдалить